Дмитрий Яковлевич Авдушев: Речевой портрет
Вокализм
Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):
На коли-то собака да белку-ту злаела
/на-ко-л’ии”-то соо-баа”-ка да-б’е”-лы-ку-ту злааа-йе-ла:”/
А под елью кобыла да белку-ту злаела
/а-по-дйее”-л’йуу ко-быы-ла да-б’е”-лы-ку-ту злааа”-йе-ла:/
Ище ето всё не цюдышко — я цюдне́ могу сказать
/и”-що йе”-то вс’оо” н’ее-ц’уу”-ды-шко йа’ ц’у-дн’еее” мо-гу” ска-за:”т’/
Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):
Ищё то, братцы, не цюдышко — я цюдне́ могу сказать
/и”-що-то бра-цыы” н’ее-ц’у”-ды-шко йа” ц’у-днеее” мо-гу” ска-за:”т’/
Ищё тёмны-то лесы да бицёвой идут
/и”-що т’ооо”-мныы-тоо л’ее”-сы да-б’и-цо-вооо”й и-ду”т/
Консонантизм
Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):
Ищё то, братцы, не цюдышко — я цюдне́ могу сказать
/и”-що-то бра-цыы” н’ее-ц’у”-ды-шко йа” ц’у-днеее” мо-гу” ска-за:”т’/
Ище ето всё не цюдышко — я цюдне́ могу сказать
/и”-що йе”-то вс’оо” н’ее-ц’уу”-ды-шко йа’ ц’у-дн’еее” мо-гу” ска-за:”т’/
Как по цистому полю да как караб‹ль› бежит
/ка-ко-по-ц’ии”-стоо-муу поо-л’у да-ка” ка-рааа”б б’е-жы:”т/
Упрощение консонансов с выпадением одного из элементов консонанса:
Как по цистому полю да как караб‹ль› бежит
/ка-ко-по-ц’ии”-стоо-муу поо-л’у да-ка” ка-рааа”б б’е-жы:”т/
Морфонологические особенности
Употребление окончания –а во множественном числе существительных мужского рода в именительном и винительном падежах (влияние формы исторического двойственного числа):
Как не надо ле, ребятушка, старина́ сказать,
Старина́-та сказать — да старика связать
/ка-кн’е-на”-до-л’ее р’и:-б’аа”-ту-шка ста:-р’ии-нааа” ска-за:”т’
Ста-р’и-наа”-та скаа-заа”т’ да-стаа-р’и-кааа” св’е-за”т’/
Утрата интервокального /й/ в окончаниях глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:
Своим хвостиком да он поправливат
/сво”-им хвоо”-ст’и-ком даа-о”н поо-праааа”-вл’и-ват/
Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха
Гласная вставка:
На коли-то собака да белку-ту злаела
/на-ко-л’ии”-то соо-баа”-ка да-б’е”-лы-ку-ту злааа-йе-ла:”/
А под елью кобыла да белку-ту злаела
/а-по-дйее”-л’уу ко-быы-ла да-б’е”-лы-ку-ту злааа”-йе-ла:/