Ольга Ивановна Ляпина: Речевой портрет

 

Вокализм

 

Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):

 

Эй, что во стольнём-то было городи во Киеви
Состоялся-то пир, почесён пир 

/э”й што” во-сто”-л’и-но-м-то быы”-лоо го”-ро-д’и во-к’иии”-йе-в’еее
Со-сто-йа”-лы-с’а-то п’и”р по-чееее”-с’он п’и”р/

lyap1

И на пиру-ту ле все да собиралисе

/ии-на-п’и-руу”-ту л’е-вс’ее”-да сооо-б’и-рааааа”-л’и-с’е/

lyap2

А как безумной-от хвастат молодой жоной

/а:-ка”к б’е-зу”-мы-но-йот хва”-ста-ты мо-ло-до:”й жо-но”-и:/

lyap7

 

Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):

 

Эй, что во стольнём-то было городи во Киеви
Состоялся-то пир, почесён пир 

/э”й што” во-сто”-л’и-но-м-то быы”-лоо го”-ро-д’и во-к’иии”-йе-в’еее
Со-сто-йа”-лы-с’а-то п’и”р по-чееее”-с’он п’и”р/

lyap1

 

Консонантизм

 

Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):

 

Ах, как наезницёк хвастат доброй лошадью 

/а”х ка-кна-йе”-зн’и-ц’ок хваа”-стат дооо”-брой лоооооо”-ша-д’йу/

lyap5

 

Морфонологические особенности

 

Произнесение частицы –ся в возвратных формах  глаголов как –се:

И на пиру-ту ле все да собиралисе

/ии-на-п’и-руу”-ту л’е-вс’ее”-да сооо-б’и-рааааа”-л’и-с’е/

lyap2

На честном-то ле все да напилисе 

/на-че-сно”-мы-то л’е-вс’ее да-ныы-п’и-л’иииии”-с’е/

lyap3

Ах, на пиру-ту ле все да прирасхвасталисе они 

/а”х на-п’и-руу”-ту-л’е вс’е да-пр’и-раа-сха”-ста-л’и-с’е а-н’и”/

lyap4

 

Утрата интервокального  /й/  в окончаниях  глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:

 

Ах, как наезницёк хвастат доброй лошадью 

/а”х ка-кна-йе”-зн’и-ц’ок хваа”-стат дооо”-брой лоооооо”-ша-д’йу/

lyap5

Уж как умной-от хвастат ро́дной матерью

/у”-жкак у”-мно-йот хваа”-стат рооо”-дной мааааа”-т’е-рйу/

lyap6

А как безумной-от хвастат молодой жоной 

/а:-ка”к б’е-зу”-мы-но-йот хва”-ста-ты мо-ло-до:”й жо-но”-и:/

lyap7

 

Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха

Гласная вставка:

Эй, что во стольнём-то было городи во Киеви
Состоялся-то пир, почесён пир

/э”й што” во-сто”-л’и-но-м-то быы”-лоо го”-ро-д’и во-к’иии”-йе-в’еее
Со-сто-йа”-лы-с’а-то п’и”р по-чееее”-с’он п’и”р/

lyap1

 

А как безумной-от хвастат молодой жоной 

/а:-ка”к б’е-зу”-мы-но-йот хва”-ста-ты мо-ло-до:”й жо-но”-и:/

lyap7